Мой личный уголок нагибатора в игре War Thunder

Так как я забросил играть в WoT, то самое время мне ввести новую страницу, в которой я буду аккумулировать весь свой опыт, полученный в (пока) лучшей MMORPG посвященной авиации Второй мировой войны - War Thunder. Я считаю что 3000 сбитых воздушных целей за 1500 вылетов и 9000 уничтоженных наземных целей (всё это исключительно в режиме исторических боёв, так как на статистику аркадных боев не смотрит никто) - всё это позволяет мне заявить: да, я что-то понял в этой игре и у меня начало получаться.

Про "статистику"

В игре War Thunder до последнего времени не было принято "мерятся статкой", количеством боев/побед и прочим, как это обычно принято в WoT, но тем не менее сравнение пользователей это один из основополагающих элементов любой MMORPG (измеряем у кого длиннее и толще). На процент побед в WT никто не смотрит, потому что он никак не отражает реальный навык пилота, а проигрывать в игре достаточно просто. Даже если вы сделаете за бой несколько фрагов и даже если ваша команда сбила почти всех противников с минимальными потерями, то это вовсе не означает что вы победили. Основной показатель для игрока это соотношение количества сбитых игроков к количеству вылету. В идеале он должен быть 1 к 1, то есть один сбитый противник за один вылет. Казалось бы это не трудно, но в самом начале карьеры игроку будет очень трудно в ИБ и каждый сбитый будет для него как праздник. Лично у меня статистика начала выправляться только после пары сотен боев. Если вы летаете на бомбардировщиках, то не расстраивайтесь - некоторые пилоты (на B-17, например) тоже умудряются делать по 2 сбитых за вылет.


Накрутка "статистики"

Зачем иметь хорошую статистику? Ну обычному игроку она не нужна абсолютно и мало кто её смотрит во время боя, большинство игроков играют ради удовольствия и не гоняться за количеством сбитых. Но в игре существует множество кланов разной степени ФГМ в которые вы не попадете имея низкое соотношение вылетов/фрагов. Соответственно эти кланы состоят из "нагибаторов", которые всеми силами набивают фраги. Основные способы эффективного получения фрагов в War Thunder:
  • Игра в скваде (во взводе если по "танковому"). Грамотные действия двух и более игроков со связью многократно увеличивают шанс команды на победу и эта зависимость гораздо сильнее чем в WoT. Одиночный игрок в WT очень страдает без прикрытия "шести", а союзники помогают очень редко. Взаимовыручка очень важна в War Thunder для победы команды и выживания, поэтому помощь союзнику должна быть приоритетной, даже если набитию фрагов это мешает.
  • Игра на низких уровнях (в песочнице). Так как самолеты низких рангов никуда не пропадают, то никто не мешает вам прокачать их и экипаж и затем попасть в бой с новичками, которые только-только вылезли из аркады посмотреть на реалистичный режим. Новичков можно встретить на самолетах до 2 эры.
  • Стрельба по ботам в ИБ. Сбитый бот записывается как обычный противник и платят за него чуть меньше чем за игрока (исключение - различные акции с учетом количества сбитых, вот там боты не идут в зачет, зато записываются в вашу летную книжку). Есть карты в "событиях", на которых летает множество бесхозных ботов-бомбардировщиков. Есть непроверенные сообщения, что уничтожение союзных самолетов тоже записывается в статистику как сбитый! После патча 1.37 в РБ развелось огромное количество ботов и теперь 7 сбитыми самолетами за бой (из них всего 1-2 это живой игрок) никого не удивишь.
  • Использование имбалансной техники. Есть множество самолетов, с которыми ничего не будут делать в силу их исторических параметров. Например никто не будет отбирать у "чайки" её фантастическую маневренность, а у "Буффало" мощный двигатель и вооружение. Опытный игрок, знающий все особенности своей машины и особенности самолетов противника, может без проблем устраивать уничтожения целых команд. Мой рекорд - 7 сбитых на "буффало" и 6 на И-153. В игре рекламируется "историчность" настройки самолетов, но по факту большая часть самолетов не настроена (в том числе и по балансным соображениям).
  • Воровство фрагов. Фраг зачисляется тому, кто стрелял и критовал последним, а так как наибольшее число опыта и денег начисляется именно сбившему, то игра сама подталкивает к воровству фрагов! Видите как внизу кто-то пытается сбить противника? Пикируйте, стреляйте и быстро уходите. В худшем случае вы получите "поддержку" (что тоже неплохой бонус в копилку), а в лучшем случае утащите фраг, получите ругань в чат разъяренного союзника и возможно очередь в спину от него. Еще одна разновидность воровства фрагов это стрельба по падающим к земле противникам. Я сам был в бесчисленных ситуациях, когда у меня уводили гарантированные фраги, так что я теперь просто восстанавливаю баланс - сегодня украли фраг у тебя, завтра ты взял своё. Большинство адекватных игроков считает такое поведение нормальным и не будет изливать в чат измышления по поводу вашего нечестного (по их мнению) поведения. Но нельзя путать случайное воровство фрага (мимо пролетал, решил "помочь") и целенаправленное занятие этим (бросил всё и занимаешься только этим, а команде не помогаешь никак).
  • Знание имбалансных карт и режимов. Самый яркий пример: игра за немецкую или японскую ветку. Так уж получается, что советская авиация не много может противопоставить быстрой и вооруженной немецкой или превосходящей в горизонтальном маневре японской, поэтому процент побед за неё традиционно высок (это называется "немецкий скилл" и обычно этот "скилл" заканчивается с введением "переапанной" техники типа Spitfire IX). Японцы также превосходно действуют против американцев и советских самолетов, которые ничего не могут противопоставить в виражном бою, а зачастую не могут уйти на скорости, проиграв им "сражение в климбе".
Летная книжка топового игрока 100 уровня (3 сбитых на 1 вылет). Обычных самолетов вы тут не увидите.
При приёме в нормальный клан вашу статистику наверняка проверят, заглянут в вашу летную книжку и посмотрят на каких самолетах вы набивали эти фраги. Если там будут сплошные "бофайтеры" с "чайками", то с вами будет всё ясно, хотя это и не говорит о вашем реальном мастерстве в данный момент. Я встречал игроков с очень плохой статистикой (меньше 0,5), но которые успешно применяли хитрые приёмы и отлично противостояли мне. 

Информация актуальна для патча 1.35, но в патче 1.37 снова полностью пересмотрена ФМ/ДМ почти всех самолетов. 

Список самой эффективной техники в War Thunder на средних и низких рангах (по моей версии)

 - в разработке - постоянно обновляется -

Помянем нагибатора добрым словом
Вообще, много сбивать можно на любой технике, как говорится, были бы руки.
  1. Король песочницы - "Чайка" И-153. Мощное для своего уровня пулеметное вооружение, непревзойденный вираж. На этом самолете можно эффективно воевать даже против японцев. Раньше её кидало против неопытных "баффало" и P-26, где можно было легко насбивать по 5 фрагов. Пушечный премиальный вариант И-153П тоже себя неплохо чувствует и представляет очень большую опасность для всех. 
  2. Главный советский "уфолёт" патча 1.37 прилетел оттуда откуда его никто не ждал - им оказался старый знакомый... Миг-3-15(БК). На этом самолете исторически стоял очень мощный двигатель, вот только он не развивал мощности на высотах до 6 км. Зато в реалиях игры поведение самолета просто потрясает воображение: летает как реактивным двигателем, забирается на высоту наравне с немцами, легко их там перекручивает, а три пулемета БК легко поджигают и распиливают, не греется во время форсажа... Не буду долго рассказывать про этот самолет, просто быстрее поиграйте на нём пока разработчики не опомнились. Старший брат "мига" это экспериментальный И-185 и он тоже выдающийся по ТТХ (особенно поражает скороподъемность лучше чем у всех противников его уровня), но на фоне его сильных противников это пока не так заметно. *После минорного обновления Миг-3-15 ввели затяжеление рулей на скорости, так что поворачивать быстро не получится. Звание главного уфолёта перешло к И-185. Кстати, у него невозможно сжечь двигатель перегревом. 
  3. Як-7Б и его собрат Як-1. На эти скромные самолеты мало кто обращает внимание, но поверьте - это самые настоящие советские НЛО, в то время как их противники "настроены исторически" и не могут что-либо противопоставить (у "яков" нет затяжеления рулей на скорости и они не разламываются в воздухе во время самых невероятных маневров). Да и что это за противники, кидает Як-7Б достаточно низко. В руках опытного игрока эти самолеты крайне опасны. 
  4. Противостоять "чайке" может только "Баффало" F2A-3. 4 крупнокалиберных пулемета, огромный боезапас, мощный двигатель и скорость выше 500 км/ч, которую можно набрать достаточно быстро. "Чайка" ничего не может сделать этому самолету, если свалиться на неё сверху. Самое главное правило борьбы с самолетом, намного превосходящим вас в горизонтальном маневре: не виражить с "чайкой". Только классический бум-зум с уходом вверх! Когда освоите стрельбу и научитесь "ловить упреждение", то обязательно попробуйте скрытую ленту - так как все ориентируются на трассы и после их появления начинают виражить, а со скрытой лентой на вашей стороне будет эффект внезапности (мало кто на низких уровнях смотрит по сторонам и на радар, особенно если вы находитесь прямо над противником).  Неактуально для патча 1.37 - смотри пояснения ниже.
  5. В советской ветке противостоять "баффало" может только И-16 благодаря мощному двигателю, набору скорости, "климбу" (лучше чем у остальных), да и его пулеметное вооружение не безобидное (ставьте ленту для "наземки" и будете поджигать врагов). На этом самолете даже можно гонять и крутить медленных "харрикейнов" и "спитфайров" (опять же - главное не "виражить" с ними, они превосходят советские самолеты по маневренности). Скрытая лента будет неприятным сюрпризом для ваших противников, но вот баллистика у 7,62-пулеметов не радует и уже после 500 метров убойность и точность резко падает, так что стрелять приходится в упор с малых дистанций. И-16 может неплохо "висеть на хвосте", отлично набирает высоту. 
    Обычный бой для "бленхейма"
  6. Британские тяжи. Как может бомбардировщик сбивать за бой больше чем истребители? Еще как может, если это Blenheim Mk.IV! Мощное оборонительное вооружение турелей в пару секунд поджигают севших на хвост "чаек" и "ишаков" (для этого ставьте ленту с трассирующими пулями) . Мало кто на этих низких уровнях знает, что британские бомбардировщики очень трудно сбить пулеметом. У турелей большие углы наводки - от атаки противника прикрыта вся задняя полусфера и сверху и снизу. В патче 1.37 бомбардировщики очень хорошо поджигаются и горят, а также попадают в бои с пушечными истребителями. Фарм на них теперь не актуален.
  7. Туда же можно добавить самолет австралийских ВВС Beaufort Mk.VIII - сбить его очень трудно, скорость большая (он может уходить от истребителей по прямой), а спаренная 12,7 мм-турель это крайне неприятный сюрприз для любого истребителя, рискнувшего оказаться на "шести". Самолет хорошо управляется, а носовая турель может сбивать самолеты (можно устраивать дуэли с бомбардировщиками и убегающими от вас самолетами). На этом хорошие бомбардировщики у британцев закончились (совсем закончились, так как на "Веллингтонах" и на "Ланкастерах" никто в ИБ не летает) и остались тяжелые двухмоторные истребители.
  8. Bristol Beaufighter. Этот самолет не любит никто. Мощнейшее пушечное вооружение с огромным боезапасом, высокая скорость и маневренность, позволяющая заходить в хвост почти всем истребителям. Недавно этому самолету уменьшили прочность, но его по прежнему крайне трудно сбить даже из пушек. Есть 2 версии самолета: одна с превосходным "виражом", другая с усиленным вооружением и большой скоростью. Опытный пилот на этом самолете может просто выкашивать вражескую команду (главное научиться стрелять с упреждением). У немцев аналогичный по мощи тяжелый истребитель появляется только на 8 уровне - это самолеты серии Me.410 (рекомендую к использованию - прекрасный "фармер" и опасный противник). В советский и американской ветке подобных самолетов нет, а японские тяжелые истребители Ki-45 слишком хрупкие и со слабым вооружением. Исторически, самым известным немецким тяжелым истребителем является Bf.110, но в игре он летает мягко говоря не очень и на роль уничтожителя не подходит. Не совсем актуально для патча 1.37 - смотри пояснения ниже
  9. Американский штурмовик A-20G-30. Единственный штурмовик, который способен на себе вытаскивать любые бои. Крайне неприятный противник для всех, а особенно для японцев, благодаря высокой скорости и быстрому её набору,  а также наличию двух турелей с крупнокалиберными пулеметами. Все патчи этот самолет только нерфят, вот какой он выдающийся в игре. Штурмовик A-20G даже способен вступать в виражные бои, хотя стоит опасаться противников с мощными пушками. Неактуально для патча 1.37 - смотри пояснения ниже
  10. Если на Ил-2 не устанавливать ракеты и бомбы, то получится лучший советский истребитель истребителей! Очень похоже на советскую версию Beafighter. Ил-2 распиливает любого противника в радиусе километра и даже может виражить с истребителями. В новом патче Ил-2 увеличили прочность, так что этот самолет теперь в 2 раза коварнее. Ил-2М не отличается выдающимися летными качествами (он тяжелее) и особого интереса не представляет.
  11. Советские бомбардировщики серии СБ почти не участвовали в ВОВ и были срочно заменены на Пе-2, но в War Thunder они великолепны благодаря фантастической управляемости (можно закрутить истребитель, зайти в хвост "харрикейну" и расстрелять из носовой турели). У них так же самая большая бомбовая нагрузка на своем уровне. К сожалению их кидает против P-36 и P-40, а 12,7-мм пулеметы сейчас "пилят" всех. Убежать же от P-36 невозможно. Не поленитесь прокачать стрелков, это будет полезным и для аркады и для ИБ. Неактуально для патча 1.37 - смотри пояснения ниже
  12. Могущественные "хоуки". Сами по себе P-36 и P-40 замечательные самолеты. Мощный двигатель, быстрый набор высоты (особенно это заметно у P-36G) и самое главное - мощное вооружение из нескольких 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов. У этих истребителей не возникает никаких проблем с советскими ВВС, поэтому на карте "Корея" они обычно доминируют. Проблемы начинаются с японскими ВВС, но и здесь им можно противопоставить высокую скорость и живучесть. Тактика проста: набираем высоту, пикируем, стреляем в японские "зеро" и никуда не поворачивая на форсаже уходим вдаль. Повторяем до уничтожения команды противника. 
  13. Американским "кобрам"добавили маневренности в последних патчах, так что они стали приятными для боёв. Наиболее интересной и эффективной машиной является Kingcobra P-63A-10 - максимальная скорость в 700 км/ч, "вираж" лучше чем у всех немецких самолетов, хороший набор высоты. Самолет состоит из одних плюсов, стоит только выкачать на нем все модули (откройте модули, как минимум, до нового двигателя). В 1.37 возможно будет поправлена стрельба из 37мм пушки (сейчас можно всадить несколько зарядов в противника и ему ничего не будет), так что это будут опаснейшие противники.
  14. Японская ветка представлена одним самолетом, но зато каким! На A6M3 8 уровня (A6M2 слабоват, А6M3 mod.22 тяжеловат) я могу сбивать по 4 фрага за бой. Превосходный набор высоты, непревзойденный вираж, отличное оружие (с повышенным шансом выбить пилота противника). Сколько летаю, но постоянно встречаю противников, которые встают в вираж с "зеро" (более глупого положения не придумаешь, это просто подаренный фраг для меня). Все японские самолеты неплохи и кроме того они подходят для обучения полетам в РБ, так как просты в управлении и прощают любые ошибки. Так как ваш самолет превосходит всех противников по скороподъемности, то "зеро" может с легкостью разменивать высоту на скорость и догонять неосторожных противников на скорости 600 км/ч (а еще он очень долго не перегревается на форсаже, а по надежности равен Як-9). Очень большой проблемой для японских самолетов являются бомбардировщики, так как пулеметного и пушечного вооружения недостаточно для их быстрого уничтожения. Избегайте по возможности A-20, B-25 и B-17, атакуйте сверху и уходите в бок, и никогда не висите на "шести" под стрелками - по вам достаточно пары попаданий, чтобы выбить двигатель. Не совсем актуально для патча 1.37 - смотри пояснения ниже
  15. N1K2-ja Шиден-кай - просто лучший самолет в японской ветке на данный момент. Это настолько грозный противник, что многие соперники на американских самолетах просто выходят из боя, если встречаются с ним. Гроза всех немецких самолетов F8 Bearcat ничего не может поделать с этим самолетом. В данный момент этот самолет не совсем исторически настроен (имеет очень высокую скороподъемность) и это объясняется тем, что в японской ветке просто фактически нет самолетов 5 эры, так что разработчики оставили его для любителей японской авиации.
  16. Превосходным "фармером" является японский "эмиль" Bf.109E-3. Там где японским самолетам не хватает скорости, защищенности и огневой мощи, там догонит врага этот самолет. У него не сильно хуже набор высоты, а в пикировании он набирает скорость быстрее чем остальные самолеты, догоняя любого противника (можно использовать для тактики "бумзумера"). Именно на этом самолете я нафармил несколько миллионов "львов" и получил множество сбитых. Учтите его 6 уровень, его не кидает против Ла-5ФН, а для всех самолетов американской ветки он одна большая проблема. Единственная проблема это самолета это плохие пушки с малым боезапасом (из пушки надо стрелять только с близких дистанций), а двух пулеметов явно недостаточно, хотя истребители гарантированно сбиваются и из двух пулеметов. В немецкой ветке пулеметный Bf.109E-1 тоже превосходен (по 5 фрагов в событии "Самый трудный день"? - Легко). Неактуально для патча 1.37 - смотри пояснения ниже
Миг-3-15 догонит и перекрутит всех!
Советским пилотам еще и платят хорошо

Жертвы патча 1.37. Компрессия рулей управления, новая настройка и перегрев уничтожили много хороших машин и сделали актуальными другие, на которые раньше никто не обращал внимание:
  1. A-20G больше не летает. Не управляется на скорости и не может уходить от истребителей. Зато ему дали базуки и теперь вы можете устраивать веселые и бесполезные фейерверки.
  2. Bf.109E и Bf.109F представляют собой весьма жалкое зрелище и проигрывают в маневренном бою всем историческим противникам. Не пощадили и Bf.109G. Эти самолеты все еще неплохо набирают высоту и держат скорость в горизонтальном полете, так что на них можно успешно убегать от противников или держаться на высоте.
  3. Бомбардировщики СБ-2 больше не будут издеваться на истребителями. Теперь это просто хорошие бомбардировщики, которые очень трудно сбить из пулеметов. Зато все бомбардировщики прекрасно себя чувствуют в аркадном режиме и неплохо там зарабатывают.
  4. Доставший всех Beafighter VI уже не так силен в виражном бою, да и прочности ему поубавили, так что сбить его на истребителе вполне реально. А вот его брат Beafighter X все такое-же опасное НЛО, запросто нападающее на истребители на высоте 6 км.
  5. Катастрофа с A6M3. Теперь "зеро" трудноуправляемы даже в горизонтальном полете на скорости всего лишь выше 350 км/ч! A6M5 летает пока чуть лучше (надолго ли?).
  6. F2A-3 по прежнему быстр, но на большой скорости фактически неуправляем, а значит не может довернуть и стрелять по вертким советским самолетам или Ki-43. Такая же беда у P-36. Теперь у противников гораздо больше шансов выжить при встрече с "баффало".
  7. Шокирующуя новость. Американский Spifire IX больше не имба! Убран климб (основное его преимущество), срезан набор скорости, так что это машина становится беспомощной в воздухе и неспособна воевать с хоть немного грамотным противником, который не полезет в виражный бой. В довершении всего ему еще и срезали доходность! Сложилась удивительная ситуация: теперь на 2 и 3 эре можно с легкостью зарабатывать в 3 раза больше львов чем за тяжелейшие бои в 4 эре. Премиальные самолеты 4 эры приспособлены только для зарабатывания опыта. 

Разное
Так как в игре запрещены модификации, то приходится обходиться скромным "тюнингом" через настройки игры и текстовой файл настроек.
  1. Отображение дурацких "титулов", которые ввели в патче 1.35, отключается в настройках интерфейса. Там же имеется отключение некоторых функций инструктора.
  2. Настройте управление, прицел, цвет HUD и инструктора по вашему вкусу. Я напишу об этом отдельный пост.
  3. Управляйте с клавиатуры (A/D/shift/ctrl) - так самолет выполняет вираж гораздо быстрее (очевидно отключаются ограничения инструктора, РУС отклоняется на полную). На некоторых самолетах ("деревянный" Typhoon, например, который может таким образом запросто перекручивать немецкие самолеты и даже Як-3) это единственный способ эффективно воевать.
  4. Наиболее эффективна у 12,7-мм "браунингов" наземная и универсальная лента - она может и поджигать баки, и пробивать бронеспинки. Вообще 12,7мм-пулеметы удобнее для виражных боев, так как позволяют много стрелять и наносить повреждения даже на больших дистанциях.
  5. У советских самолетов с 12,7мм-пулеметами УБС имеется специальная лента для поражения наземной техники с патроном БС-41. Он также весьма эффективен и против воздушных целей! Используйте эту ленту вместо "воздушной".  Вообще, не стоит недооценивать ленту для "наземной техники" и доверять надписи "лента для поражения воздушной техники" - зачастую наиболее эффективна либо наземная, либо лента для скрытой стрельбы.
  6. У 7,62-мм пулеметов в британской ветке вполне эффективна лента с трассирующими пулями. Она хотя бы может поджигать. Стреляя из 7,62-пулеметов не зажимайте гашетку, иначе большая часть пуль из очереди разлетится. Достаточно короткого нажатия, чтобы попасть и повредить самолет противника. Наиболее эффективна стрельба из пулеметов обычного калибра по плоскостям (бомбардировщик сбить из "7,62" крайне тяжело), но это самое трудное занятие.
  7. На японские пулеметы обычного калибра можете ставить любые ленты - они все одинаково бесполезны (что не совсем исторично, потому как именно с помощью 7,62-мм пулеметов было сбито огромное количество американских истребителей). А вот 12,7-мм пулеметы у японцев довольно эффективны (лента для воздушных целей). Вообще, до появления "Зеро" с 20мм пушкой сбивать самолеты за японцев непросто.
  8. В патче 1.37 немцы жгут! А именно, немецкие снаряды из авиационных пушек ("миненгешоссы") теперь поджигают самолеты. 
  9. Игра запускает на компьютере небольшой локальный веб-сервер на порту 8111. Там отображается веб-страница с картой, чатом и текущие параметры полета. Кроме того там отображается количество оставшихся снарядов в тех самолетах, в которых установлены счетчики боеприпасов. Информация из этого лога очень полезна при испытаниях самолета и различных замерах. Если у вас есть второй монитор или планшет (нужен браузер с поддержкой flash), то вы можете вывести эту страницу туда. Чтобы попасть на эту страницу, нужно в браузере набрать локальный адрес вашего компьютера и добавить порт через ":". Например, как у меня: http://192.168.1.2:8111
Страница локального веб-сервера с логами и картой
Единственный годный обзорщик для режима исторических боев это товарищ Alkonafter, чьи два клана вы можете встретить в боях. Множество полезных советов по ИБ и эффективных приемов, я почерпнул именно у него, так что советую просмотреть несколько его гайдов.

Disclaimer: ПОКА НЕ ПРЕКРАТИТЬСЯ ЧЕХАРДА С ФЛАЙТ МОДЕЛЬЮ И БОЕВЫМИ РЕЙТИНГАМИ,  БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ БУДЕТ СОВЕРШЕННО НЕАДЕКВАТНОЙ,КАК И САМА War Thunder.

7 комментариев :

  1. Спасибо за обзор!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за труд! Основательно и качественно.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный24 июля 2014 г., 19:18

    Блин! С таким упоением читал..
    А последние фразы все испортили.. Какой нахер алконафтер???!
    Увыс

    ОтветитьУдалить
  4. Да когда это было то! Уже и Алконафтер не тот, и War Thunder поменялся, и я все меньше играю...

    ОтветитьУдалить
  5. норм было, спасибо

    ОтветитьУдалить