2 января 2013 г.

Цифровое будущее потребления информации

via Flickr

В этот послепраздничный день, на второй день нового 2013 года, мне захотелось написать не об итогах года (это сделали все кому не лень), а про будущее книжного чтение. Как всегда мысль пришла ко мне внезапно, когда я смотрел передачу о культуре (это единственные передачи без пропаганды, которые еще в принципе можно смотреть по нашему телевидению). В передаче деятели искусства и культуры как обычно жаловались, что им трудно привести зрителя в театры или заставить молодое поколение что-то читать. Я же в это время думал о своем.
 Я подумал, что было бы неплохо, если весь твой потребленный или купленный медиаконтент выставлялся на виртуальной полке, а за чтение и покупку тебе выдавались бы achivements, как в Steam. Не секрет что многие пользователи Steam покупают старые и инди-игры не для того, чтобы играть в них (что очевидно), а чтобы отблагодарить создателей игры.
Ну почему Steam не торгует фильмами или книгами, или даже музыкой? Если бы они начали этим заниматься, то у множества торговцев начались бы серьезные финансовые проблемы. Видимо поэтому и не начинают: длинные руки индустрии не дадут "выскочкам" просто так захватить новую нишу и перевернуть с ног на голову сложившийся медиарынок. Даже могущественный Google, который формально торгует электронными книгами, а в скором времени будет торговать и музыкой (этот сервис будет доступен и в России, а книги уже можно покупать сейчас)... в общем Google торгует медиаконтентом так, что никто бы не назвал его серьезным конкурентом iTunes от Apple.
via Flickr

Виртуальные книжные полки существуют и сейчас. Можно купить что-то, продемонстрировать своим друзьям, оценить свою покупку и обсудить с другими пользователями в социальных сетях. Проблема в том, что всеэто зачастую не связанные друг с другом сервисы. Купили в Amazon, поделились впечатлениями в Twitter и Facebook, "скроблили" музыку из iTunes в Last.fm, получили похожие книги по теме в другом сервисе и так далее.
Тот, кто сможет предоставить удобную единую инфраструктуру для покупки, хранения, потребления и обсуждения медиаконтента, тот захватит огромный рынок.
Пока имеются три поставщика медиафайлов, которые претендуют на то, чтобы в будущем отобрать у классических издателей их хлеб: Amazon, Google и Apple. У каждого имеется свои инфраструктура, которая не похожа, и конечно же, никак не связана с сервисами конкурентов. Ближе всех продвинулся Google, у которого есть своя социальная сеть (все еще есть), которая могла бы успешно решать вопросы социального взаимодействия. На деле у Google все не так радужно.
Традиционные издательства в цифровом веке потерпели свое сокрушительное поражение давно. Собственно они расписались в своем бессилии когда отказали The Beatles с их демозаписью. Кто бы в здравом уме стал оплачивать труд Джоан Роалингс или создательницы книги "50 оттенков серого"? Да я бы сам лично прогнал таких авторов с порога издательства, обозвав их труд графоманством и второсортным неумным творчеством. Цифровой век дает шанс даже таким писателям выпустить свои книги и получить свою долю популярности и денег. Из более близких примеров, я могу вспомнить успех Д. Глуховского с книгой "Метро 2033", которая изначально публиковалась в Интернете. Итак, издатель почти не нужен, а вот успешный продавец (платформа для продажи) необходима.
При продаже цифрового продукта возникает множество юридических препятствий - тяжелое наследство доцифровой эпохи. Ну и конечно же, нельзя сбрасывать со счетов цифровое пиратство. Не смотря на серьезные удары по пиратству, которые наносятся по всему миру (закрывается сайт за сайтом, принимаются "драконовские" законы, провайдеров хотят обязать сканировать и блокировать пиратский трафик...), оно не будет побеждено никогда. Но получение пиратского контента станет труднодоступным, а это именно то время, когда издатели наконец поймут, что пора предоставить пользователю удобные способы для покупки цифрового медиаконтента. Ведь какой смысл в цифровом продукте, если я не могу похвастаться им или подарить книгу/композицию/фильм друзьям, передать своим детям, обсудить с такими же как и я пользователями?

Комментариев нет :

Отправить комментарий