9 декабря 2018 г.

Впечатления от игры X4 Foundation

В конце ноября 2018 года немецкие разработчики из EgoSoft выпустили новую часть своей игры из вселенной X. О выходе новой части стало известно год назад. Наученные горьким опытом провальной X Rebirth, разработчики вообще не стали вкладываться в рекламу и даже не стали делать "дневники разработчиков", проведя от силы 2 стрима с небольшой демонстрацией безграничных возможностей игры. Я уже тогда заподозрил неладное, уж больного тихо вели себя разработчики. Как выяснилось, за две недели до релиза он разослали бета-версию игры преданным поклонникам-блогерам, которые специализируются на играх про космос, вот собственно в этом весь пиар и заключался.
Выход игры ознаменовался минискандалом с российскими игроками, после того как прямо перед релизом убрали официальную поддержку русского языка - игру банально не успели закончить. Сейчас перевод имеется в готовности на 50% и он сильно портит игру, зачастую совершенно непонятно что от вас требуется по некоторым миссиям, многие надписи не влезают в меню. Недовольные игроки наставили в Steam отрицательных отзывов и я считаю это они сделали зря.
Мы все знаем в каком сыром виде EgoSoft выпускает свои игры и какое количество патчей приходится ждать, прежде чем в неё можно будет более менее стабильно играть.

Что собой представляет игра?

Если говорить проще, то X4 Foundation это работа над ошибками после X Rebirth. В плане геймплея это шаг назад и деградация, очень много механик и моделей из X Rebirth были безжалостно удалены. Фактически это X3 на доработанном движке X Rebirth. С упрощённой графикой и моделями, чтобы не тормозило на средних компьютерах и с возможностью игроку летать на любых кораблях и строить свои собственные модульные станции, конечно же присутствует динамическая экономика. И всё это замечательно, потому что именно об этом и просили разработчиков преданные игроки! Многих бесящих моментов типа бесконечной ходьбы по станциям и полётам по магистралям стало меньше, а многие элементы стали намного проще. Например теперь отправить корабль торговать или добывать руду можно за несколько кликов, выбрав капитану шаблон "поведения", который при необходимости можно настраивать. Все корабли и станции удобно отображаются на единой карте с кучей различных фильтров. Мир бесшовный - нет никаких загрузок при посадке на станцию или переходе в соседний сектор.
X4 вышла одновременно на платформах в Steam и на GOG, за что разработчиков можно только похвалить. В кои-то веки EgoSoft смогли на релизе выпустить игру, которая не так сильно тормозит (спасибо за оптимизацию и "допиленный" движок от Rebirth) и в которую даже можно играть - некоторые наиграли уже 100 часов. Я играю в разрешении 2K на старой, но до сих бодрой GTX 970 и много спецэффектов мне пришлось отключить. На среднем уровне графики игра стала выдавать стабильные 50-60, правда в районе загруженных станций и астероидных полей fps предательски опускается до 20-30.
Разработчики впервые в истории серии добавили подобие multiplayer. Подобие, потому что это не полноценный мультиплеер, а какой-то асинхронный, когда вы можете заслать свой флот сразиться с флотом другого игрока. За такие победы дают ресурсы, скины и всякие чертежи, с помощью которых можно тюнинговать и апгрейдить фактически каждый элемента корабля (ещё одна новинка: благодаря тюнингу и модулям ни один ваш корабль не будет похожим на стандартный).
Изменилась немного и концепция выпуска игры. Разработчики торопились выпустить базовую часть игры, а за ней последуют новые DLC (в оригинальной X4 сектора боронов оказались отрезаны и этой загадке посвящена главная сюжетная линия), новые фракции и корабли, будет расширяться карта секторов и появляться новые возможности. Я конечно не понимаю как они на этом будут зарабатывать, всё таки их игра не "сервис" как типичное MMO, но видимо это будут платные контентные DLC с сюжетными компаниями.

Игра невероятно сырая

Поиграв в игру около 2 суток, я понял почему авторы всячески избегали огласки. Не пишут про игру и профильные игровые издания. В 2018 году совершенно недопустимо выпускать настолько сырой продукт в релиз! Но сделайте скидку на "немецкое качество программирования игр" (вспоминаем бессмертную "Готику") и фирменное качество компании EgoSoft. К примеру, X Rebirth стала вполне играбельной спустя полтора года (!) после провального релиза. Какой нормальный игрок будет ждать год и больше, чтобы поиграть в купленную игру? Тем более когда мир избалован более качественными AAA-играми, которым не прощают и более мелкие косяки.
Прошло уже 2 недели с момента релиза, а разработчики работают не покладая рук, выпустив 5 крупных патчей. Один из последних (1.30) желательно начинать игру заново, иначе скрипты работать правильно не будут. Да, это тоже фирменный знак EgoSoft, там сохранения между версиями игры "не дружили" между собой.
С чем столкнулся лично я: кувыркающиеся в космосе корабли, кривой автопилот, который бьёт корабли о станции (авторы игры даже отключили повреждения от столкновений, потому что иначе все корабли разобьются), проваливающиеся в текстуры корабли (постоянно), непропадающие после миссий перевозки NPC, которые прилипают к модели корабля навечно (самый смешной баг)... Иногда просто не знаешь: это ты что-то не то сделал или игра в очередной раз глючит и сломались скрипты?
Оценки на Metacritic не внушают доверия, но кто сейчас верит этим игровым рейтингам?
Кошмарная сырость игры и совершенно инопланетный переусложнённый UI вызвал шок даже у немецкого игрового сайта 4players.de, который влепил игре 33 из 100, хотя казалось бы отечественный для них производитель.

Сложность освоения

Если вы никогда до этого не сталкивались с играми от EgoSoft по вселенной X, то вы точно будете в шоке от невероятно сложного пользовательского интерфейса. Привыкайте к тому, что играть вам в неё нужно будет обязательно запомнив кучу "горячих комбинаций клавиш" как в каком-нибудь Photoshop. Учтите, что tutorial в игре в фирменном стиле кривой и никакущий, так что поначалу игра будет вас пугать как Vim для новичка. Вы можете нажать какую-то кнопку и отключить себе оружие, а как включить игра вам не объяснит.
В играх от EgoSoft никто и никогда не водил игрока за ручку. Там его выбрасывают в открытый космос без денег и на самом слабом корабле, а дальше вы сами должны будете построить себе империю. 
Добавьте к этому всему интерактивную карту с огромным количеством запутанных меню, которым позавидуют профессиональные программы по бухучёту и управлением производством. Простой пример: чтобы просто продать корабль на верфи надо посмотреть обучающее видео длиной в 7 минут. И желательно пару раз. Захотели начать добычу руды? Вот вам обучающее видео на Ютубе длиной в минут 20 и в первый раз вы всё равно всё сделаете неправильно, потому что UI для игры писали инопланетные осьминоги, а не люди.
Я когда-то ругал игру Starpoint Gemini 2 за интерфейс, но их продукт понятный и простой на фоне такового у EgoSoft. X4 изобилует огромных количеством скрытых механик, без знания которых вы не сможете сделать многие вещи. Ситуацию спасают многочисленные гайды на YouTube и активное сообщество на Reddit.
Вам наверное кажется, что я больше ругаю игру? У этой игры масса недостатков, но поверьте мне, как старому фанату серии она пришлась по душе и играть очень интересно! Я как вернулся в прошлое, когда впервые столкнулся с X2 и был в шоке от того, что она сильно тормозит (2 fps в роликах) и что там совершенно непонятно что делать. Да, когда-то разработчики выпускали не вылизанные бездушные "triple A", а совершенно нишевые проекты, бросающие тебе вызов, но от того притягательные и интересные, которые хотелось изучить и пройти до конца. X4 Foundation хоть и вышла фактически к 2019 году, но относится к тому времени - к 2010 году. Это точно продукт не для всех. Эта игра для преданных фанатов и поверьте, они очень рады выходу новой части. А ещё в игре замечательный олдскульный саундтрек от нашего соотечественника Алексея Захарова. Увлечённое сообщество мододелов тоже не осталось в стороне и на Нексусе появилось очень много полезных модов, что показывает большой интерес к игре. В ближайших обновлениях разработчики собираются добавить полноценную поддержку Steam Workshop. 

4 комментария :

  1. я тоже старый фанат серии, я начал в неё играть, когда елит геймз был маленьким сайтом...последний релиз,, без слёз это видеть нельзя.

    ОтветитьУдалить
  2. Многие до сих пор в X3 играют и ничего.

    ОтветитьУдалить
  3. Есть же Elite Dangerous. Кому нужена теперь X-серия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большинство людей уже завели семьи, поздно в элиту гонять;)

      Удалить