9 января 2014 г.

Сравнение доната в WoT и War Thunder: финансовое будущее проектов

Картинка из награды "Всегда в строю!" War Thunder
Написать этот пост меня подвигло простое любопытство: я просто захотел сравнить куда я больше всего денег вложил из MMORPG и чего добился. Эти цифры заставили меня задуматься о финансовой стороне существования проекта War Thunder, задуматься о его будущем и понять причины ввода радикальных изменений экономики в столь непопулярном патче 1.37.
Мой донат в WoT и War Thunder для сравнения
Я зашел в свой аккаунт Я.Д и выбрал свои платежи в обе игрушки, благо сделать это не трудно. И что же открылось моему взору? Ну сразу очевидно, что я за один год напряженной игры в War Thunder уже задонатил больше денег, чем я сделал за 1,5 года игры в World of Tanks. И вот здесь в дальнейшем открываются очень интересные моменты, которые будут сразу понятны маркетологам, но непонятны простым игрокам.
1. В World of Tanks я брал только один премиальный танк (но зато какой, это же тот самый легендарный Type 59!), а в War Thunder я скупил вообще половину всех премиальных самолетов, кроме самых дорогих и откровенно нелогичных, типа немецкой Ла-5ФН или XP-55. Все деньги в WoT уходили на покупку слотов и премиальных аккаунтов. Премиальный аккаунт в War Thunder я не брал, потому что в этом раньше не было особого смысла.
2. WoT тянул деньги небольшими транзакциями, но делал это постоянно. И если я сейчас снова начну играть в "танки", то игра будет стабильно вытягивать из моего кармана по 30-70 рублей в неделю или в месяц. В WT я делал в основном крупные покупки: во время скидок на пакеты, акций на премиальные самолеты и прочее.
3. В танках я с трудом прокачался до 9-10 уровней и у меня нет желания продолжать бесконечную гонку дальше.
В War Thunder я прокачал все 4 эры и у меня, если честно, нет желания продолжать качаться дальше по разным причинам: из-за дисбаланса, невнятного геймплея и прочих причин. В данный момент я просто летаю для удовольствия, премиальные самолеты покупать больше не планирую, донатить тоже... И в этом кроется серьезная проблема для проекта War Thunder! 
Мои премиальные самолеты. Еще много осталось купить...
Для первичного завлечения прокачка в War Thunder была весьма "божеской", играть было очень просто и надо отдать должное, это прекрасно сработало. Вынужден констатировать, что этим счастливым временам с легкой прокачкой пришел конец. У маркетологов War Thunder имеется масса информации для анализа, чтобы проанализировать какое число игроков и сколько денег приносит в игру. Пусть в среднем довольный и лояльный игрок (типа меня) приносит гораздо больше денег, чем рядовой игрок WoT, но в тоже время у Wargaming таких игроков армия, а у War Thunder аудитория на порядок меньше. Выход "наземки" ситуацию и расстановку сил на рынке не сильно изменит: ну будет вместо 50-тысячного онлайна 100-тысячный - это все-равно меньше чем миллион игроков в WoT со своими копейками. Очевидно Gaijin вошли в ту самую стадию, когда уже хочется получать стабильный доход со своего проекта, в который было вложено столько денег и труда.
Над War Thunder сгущаются тучи
В данный момент такие игроки как я это отработанный материал для War Thunder. Я не хочу  и не собираюсь платить. Могу снова вернуться в "Мир танков" и за небольшую плату купить себе возможность играть на уровнях начиная с 9, там я не совсем отработанный материал, но для меня эта игра стала прошлым этапом. Чтобы я сделал, будь я на месте боссов Gaijin и желая получать доход (много денег) с проекта? Я бы, очевидно, обратился к экономической модели конкурентов на рынке MMORPG и частично скопировал бы её. Вот чтобы я сделал:

  1. Максимально осложнить прокачку. Быстрый старт (чтобы втянулись и "подсели" на игру), тяжелые средние уровни (можно немного задонатить, но не обязательно) и очень тяжелая прокачка на высоких уровнях, чтобы игроки не смогли её пройти. До конца должны добираться немногие. Желательно, чтобы до конца невозможно было дойти без вливания большого количества денег в игру.
  2. Повышение важности игровой валюты. Если ты средний игрок, то получай полнейший дисбаланс, когда тебя "нагибают" более прокаченные игроки, уходи в минус из-за ремонта, обязательно играй с премиальным аккаунтом, покупай премиальные самолеты, чтобы собирать деньги на починку и покупку модулей для своей техники. Пока у нас еще лояльная экономика и в игре можно легко скопить огромные суммы, которые некуда девать, но поверьте, так долго продолжаться не будет.
  3. Ну и введение других веселых способов вытягивания денег из игроков, которыми так славятся наши игроделы. Ярким примером этого являются игры от "майлру". Можно, например, сделать платным доступ к некоторым режимам игры. Как там господа-вирпилы поживают?
Итак, усложненную прокачку мы уже получили и никто пока её отменять не собирается, несмотря на огромное количество тем с плачем и угрозами на форуме. Уверен, что "злую" экономическую систему мы получим в будущем в одном из мажорных патчей. Что будет если образуется масса недовольных, которые помнят старые времена и желают "всё по старому"? А ничего. В крайнем случае они просто плюнут и покинут игру (таких будет немного), а пришедшие новички и знать не будут про то, как просто игралось раньше и у них не будет стойкого ощущения, что над ними просто издеваются с каждым патчем. Тем более приток денег от "старичков" мал, ведь они уже всё прокачали, так что их исчезновение даже на руку игре. 

У меня нет недовольства ни War Thunder, ни World of Tanks. Я весело провел там много времени, получил массу различных эмоций (в большинстве своём положительных) и заплатил за это определенную цену в рублях. Если бы я играл в MMORPG с фиксированной подпиской, например в такую сложную как EVE Online, то потратил бы денег больше (3500 рублей в год), а в случае каких-либо проблем, я бы не смог так просто отказаться от игры из-за затраченного времени и средств.
Я не могу советовать не играть и не пробовать разные MMORPG, не вкладывать в них деньги. Могу только посоветовать выбирать и поддерживать качественные проекты. Удачи на виртуальных полях сражений!

update: я не думал что это случиться так скоро, но кажется началось. В "минорном" патче 1.37.42 полностью перетряхнули всю экономическую систему, ввели мизерную подачку в виде чуть увеличенного дохода по ОИ и срезали доход игровой валюты сразу на 25%! Кроме того были полностью перебалансированы многие премиальные самолеты в результате чего они стали неконкурентоспособными (вся 4 эра стала невозможной для игры, а ведь там были самые дорогие премиальные самолеты). Товарищи идут верной дорогой!

update 2: введены послабления и увеличен фарм игровой валюты на средних уровнях (самый денежный это 3 эра). Видимо упавший на 10000 игроков онлайн убедил разработчиков присмотреться к недовольству игроков. 

5 комментариев :

  1. Специально зашел, чтобы оставить комментарий, к столь унылому посту, не верьте ему, я сколько играю, 2 раза только закидывал и 1 раз купил за 600 рублей FW 190 D13 самолет 4 эры (всего эр 5) +дали ко всему этому 14 дней према и 2000 золота и это всего за 600 рублей, а не танк в wot, который 1500 рублей стоит, тот же Lowe, уныло просто все там, к тому же играть в war thunder намного лучше тем, что ты не уходишь в минус, я сколько играю не уходил вообще никак, а в wot с 8-ого левла уже начинаешь потихоньку уходить в минус, так что не верьте этому посту, поиграйте сначала и в то и в другое, а потом сами оцените

    ОтветитьУдалить
  2. Да, играть можно полностью без доната что в War thunder (там кстати проще чем в WoT), что в танках, потому игры и называются free 2 play. Вот только это долго и достаточно утомительно.

    ОтветитьУдалить
  3. Тоже зашел, чтобы не согласится с подходом автора к совету для "Улиток", усложнять прокачку это как раз таки ошибочный ход разработчиков WoT, все знают что добавив новые танки 10, а потом может и 11 уровня, это ничего хорошего не даст. Трудность прокачки Hi левел заключается в том, что все грамотные игроки на 7-8 уровнях техники играют, а на высоких играют менее опытные просто для "докачки". Я вложил немало денег в WoT и в WT почти не донатил, но точно буду и больше, лишь потому-что "Улитки" сделали грамотную ММО, и я буду играть в нее даже после полной прокачки, а WoT прокачал и забыл как страшный сон.

    ОтветитьУдалить
  4. Может для тебя это и уныло, но сомневаюсь, что стабильно низкий онлайн еще больше упадет. В WoT своих куча недочетов, из-за которых я от нее полностью отказался. По сранвению с WoT WT, у меня вызывает куда более приятный геймплей с огромной экономией времени и нервов. А про деньги я вообще молчу, ибо ты вкладывал столько денег, хотя я не вижу вообще смысла вкладывать столько денег в WT.

    ОтветитьУдалить
  5. Привет из 2017, автор заметки как в воду глядел...

    ОтветитьУдалить