13 сентября 2015 г.

Solus - ещё один красивый дистрибутив Linux

Хотелось бы немного рассказать об альфа-версии нового "красивого" дистрибутива Linux под названием Solus и на примере этого дистрибутива от английской команды показать, что Linux на десктопе можно и нужно делать красивым. Мне удалось попользоваться дистрибутивом с загрузочной флешки и он оставил у меня вполне положительные впечатления.
Раньше данный дистрибутив назывался SolusOS, но этот дистрибутив уже история и его разработка остановлена в 2013, хотя основные принципы и наработки никуда не делись: система делается максимально дружелюбной и простой к пользователю, а Gnome этому помогает. Я уже много раз писал, что Gnome в плане дизайна мигрирует в сторону простоты и лаконичности MacOS, но многим этого кажется недостаточным и они добиваются максимального сходства с Mac OS.
Ничего лишнего. Минимализм сейчас в моде.
Не исключение и Solus - тут не надо кривить душой, а надо сразу честно говорить: внешний вид вдохновлён (максимально приближен) к внешнему виду последних версии Mac OS 10.
Mac OS X El Captain
Здесь и цветные кнопки управления окном, тонкие цветные скролл-бары, красивые иконки. Вот только панель задач внизу намного больше похожа на прозрачную панель задач из Windows 10. За настройки рабочего стола и выбор тем оформления отвечает специальное приложение Budgie (можно устанавливать в другие дистрибутивы). Из коробки имеется светлая и тёмная тема, а можно вообще забить на встроенный стиль системы и настроить всё по своему вкусу. Конечно же можно перенести кнопки управления окном влево и включить отображение menu bar как в MacOS.
Solus Project базируется на Debian ядре Linux 4-й версии, и по словам разработчиков, их дистрибутив очень хорошо оптимизирован для использования на маломощных компьютерах (нетбуках) или на платформах типа Intel NUC. Система пока находится в стадии активной разработки, разработчики просят спонсировать их работу, а первый стабильный релиз дистрибутива назначен на октябрь 2015 года. Прочитать об основных принципах построения этого дистрибутива можно здесь (на английском языке).
В дистрибутиве используется собственный пакетный менеджер PiSi и я не знаю хорошо это или плохо. В остальном система симпатично выглядит (даже хинтинг шрифтов красив), стабильна и не вызывает отторжения, как например было с Elementary OS, которая к сожалению запомнилась "глюкодромом" (хотя есть смельчаки, которые использовали её в быту).
Я конечно же не призываю использовать дистрибутив Solus в качестве вашей основной Linux-системы (какие-нибудь проблемы с софтом наверняка будут), но как минимум ознакомиться с системой можно, да и сам Debian в качестве основы внушает уважение. Остаётся только пожелать разработчикам из Англии удачи в создании по настоящему красивого и простого дистрибутива Linux.

25 августа 2015 г.

Dying Light - ещё один мировой успех польских разработчиков.


Польская индустрия разработки игр на подъёме. Совсем недавно весь мир с удовольствием играл в лучшую RPG это года - Ведьмак 3, а я только что добрался ещё до одного хита от известной польской студии Techland - зомби экшена и песочницы Dying Light. Студия Techland подарила нам серию игр Call of Juarez (с удовольствием играл ещё в первую часть) и так же довольно известную серию Dead Island. В Dying Light студия собрала и применила весь свой опыт в разработке игр и выдала превосходную, интересную и сумасшедшую игру.
Признаюсь, Dying Light я оценил далеко не сразу. Побегал, оценил паркур в игре и свободу перемещений, оценил графические эффекты... и отложил прохождение на полгода. Мне не понравилась гнетущая атмосфера обречённости, бесконечный респаун зомби, быстро ломающееся оружие и быстро устающий главный герой, который не в состоянии сделать три взмаха трубой и пробежать сто метров. Все вышеперечисленные вещи это стандартный набор любого "зомби сурвайвала" - и это не лечится, можно только принять это. К сожалению, мне никто не объяснил, что стоит прокачать первые десять уровней и игра станет намного веселее, а главный герой начнёт превращаться в универсального бойцы и спайдермена (с открытием "кошки" на 11 уровне ловкости). Проблему быстро ломающегося оружия я решил модом, который замедлял разрушение на 75%, хотя как показала игра, в дальнейшем в этом особой необходимости не было, потому что к концу игры у меня скопился целый вагон редкого оружия (тоже благодаря моду, который добавляет спаун редкого оружия). В общем, на самом деле разрушаемость оружия сбалансировано на таком уровне, чтобы у игрока всегда была необходимость искать и делать новое и на более поздних этапах игры с этим проблем нет, зато в начале игры ломающаяся после 10 ударов труба удручает. Вообще играть на первых уровнях в Dying Light очень трудно, а разработчики ещё более усложнили игру, отодвинув всякие важные перки в навыка на 10 уровень. Так что первые несколько часов приходится бегать от всех зомби и выживать. О ночных вылазках и речи нет, пока вам не дадут ультрафиолетовый фонарь и "кошку". Но в общем, как я и сказал, к 10 уровню развития персонажа игра превращается в бодрый боевик, а к 20 уровню развития вы будете чувствовать себя в зараженном Харране как дома.
Двуручное оружие в игре наносит огромный урон, но очень медленное
В игре огромнейшее количество самого разнообразного холодного оружия (молотков, ножей, мачете и даже двуручных мечей), которое к тому же можно всячески модифицировать, предварительно получив чертежи (можно найти или получить в награду по квесту). Впрочем, никто не запрещает вам проходить игру с огнестрельным оружием (оно необходимо против бандитов), вот только количество носимых патронов и их стоимость ограничены, поэтому изображать шутер не получится. Да и собственно вступать в битвы с ордами зомби не всегда есть необходимость: в арсенале игрока есть петарды для отвлечения внимания или даже навык маскировки, которая позволяет преодолеть опасные участки без боязни быть замеченным. Не говоря уже про основную фишку игры - паркур! Бежать по городу, лихо преодолевая препятствия и забираясь на здания, одно удовольствие. Тем более, что и город прорисован прекрасно, можно зайти почти в любое здание, а уж архитектура Старого города не оставит никого равнодушным.
На скриншоте модифицированный молот
Сюжет в этой игре до безумия банален, так что даже не стоит говорить о нём: вы в зараженном городе, против вас орды различных зомби и бандитов, да ещё лживая корпорация, которая хочет получить в руки вакцину. Персонажи картонные, видимость жизни в городе изображают только стычки с бандитами за ящики с припасами и редкие события вроде напавших на выжившего пары зомби. Вот и всё. Почти каждый встречный в городе пытается вам дать какое-то задание, а простых квестов (найди и принеси) в этой игре почти нет. Каждый побочный квест изобилует действием, внезапными осложнениями, скриптовыми событиями и как правило имеет продолжение. Ну нечто подобное мы видели в Ведьмаке 3, где самый банальный квест может затянуться на 45 минут и иметь еще дополнительно продолжение после выполнения. Видимо у поляков не принято, чтобы всё было слишком просто. Порадовало, что все побочные квесты озвучены и даже анимированы. Например имеется задание, где нужно найти баллончики с краской и нарисовать слово "help" на крыше здания. Кстати, предметы поиска на карте не подсвечиваются, поэтому вам предлагается искать их самостоятельно, зачастую обшаривая помещения с риском привлечь шумом зомби или даже охотников (встреча с ними почти всегда смертельна для игрока). Ну так вот, в конце этого квеста игроку по настоящему дают в руки баллончик с краской и он их использует! То есть дизайнеры не поленились анимировать это действие, которое встречается всего лишь один раз в игре.
Данного противника можно убить тремя разными способами: оружием, убийством сзади, столкнуть вниз ударом ноги
Побочных квестов в игре много, да ещё вышло два больших дополнения, которые добавляют зоны с заданиями и которые можно проходить много раз - самое то для прокачки и получения оружия. У меня прохождение игры заняло четыре дня, но я играл очень много и непрерывно. Хоть я много провёл времени в игре, но не могу сказать, что исследовал весь город и нашёл много секретов.
Осенью выйдет ещё одно большое DLC The Following, которое добавит в игру огромную сельскую территорию, возможность использования транспортных средств, ещё больше огнестрельного оружия и наконец оружие любого "выживальщика" - арбалет!

Про модификацию игры: страница игры на портале Nexus. К сожалению, механизм игры не позволяет её так просто изменять, как например в том же Ведьмаке (после появления SDK) или Skyrim. Механизм модификаций в Dying Light схож с таковым в игре "Сталкер": у вас есть ресурсы в архивах, а вы можете их переписывать, менять по своему усмотрению значения в скриптах или xml-файлах. В патче 1.4 разработчики наконец встроили в игру механизм распознавания и подключения модификаций, а до этого нужно было заниматься перепаковкой архивов.
Вот ссылка на файл с модификациями Dying Light, которые установил я. Там ничего сложного: уменьшенный на 75% износ оружия, чтобы не нужно было быстро расставаться с любимым оружием и возможность нахождения "оранжевого" редкого оружия в сундуках с уровень взлома "тяжело" и "очень тяжело" (полицейские фургоны, обычно охраняются толпами зомби, много на автострадах, на мосту и в секторе Ноль). Модификации находятся в файле Data3.pak. Во вновь установленной игре этот архивный файл пуст, так что просто перезапишите его. Сам архив открывается любым архиватором, например 7zip.
Лично мне Dying Light понравилась даже больше Far Cry 4, который на её фоне достаточно скучный и однообразный. Особенно интересна Dying Light в кооперативе, когда миссии моно проходить вместе с другом - это очень интересный опыт. Кроме того с друзьями веселее воевать против толп зомби! Рекомендую эту игру всем, даже тем, кто не очень любит жанр "зомби сурвайвал" (типа меня). 

9 августа 2015 г.

Archos 80 cesium - самый бюджетный плантешт на Windows

Мне всегда импонировали устройства от французской компании Archos. Они представляли собой конечно всем знакомые девайсы (плееры, планшеты), но каждый из них обладал какой-нибудь интересной "фишкой", элементом дизайна или заделом на будущее в плане модернизации (вещь вообще уникальная в дешёвых планшетах), так что они не были банальными устройствами, произведёнными на китайской фабрике с целью продать недорого и забыть через полгода.
Благодаря одной из акций магазина электроники Ulmart, мне попался в руки интересный 8-дюймовый планшет Archos 80 cesium. Он достался мне по цене в 5000 рублей (по акции, дайте две!) и является самым дешёвым планшетом на современной версии Windows! 5000 рублей по нынешним непростым временам это цена дешёвого китайского 7-дюймового планшета, а вовсе не мощного 8-дюймового планшета с процессором Intel внутри и отличным экраном IPS с 189 PPI (тут я содроганием вспомнил "пикселястые" экраны на дешёвых брендовых планшетах, которые предлагают МТС и Билайн). Пожалуй качественный экран и мощный 4-х-ядерный процессор это одни из главных достоинств этого аппарата. Вообще магазин Ulmart в последнее время делает множество интересных акций и весьма смелых шагов на рынке (прямые контракты с китайскими интернет-магазинами и поставщиками, продажа товаров народного потребления), но это достойно отдельного описания.
Строгий дизайн и качество сборки планшета меня очень порадовали - красивое монолитное устройство, ничего лишнего. Устройство совершенно не выглядит дешёвым. А вот расположение кнопок и посредственной камеры в 2 МГПикс достаточно странное, но это не сильно напрягает. У меня ещё были сомнения по поводу прожорливости процессора Intel Atom (печальный опыт на Asus Zenfone 5), но пользователи сообщают, что аккумулятора на 4000 мА*ч хватает на вполне приличное время работы - около 6 часов в режиме обычной работы (понятное дело в играх он будет греться и пожирать батарею, там он хотя бы 2 часа проработал). Единственное "бутылочное горлышко" устройства это объём оперативной памяти всего в 1 ГБ (весьма неудачное решение производителя). По нынешним временам это мало даже для телефона, чего уж там говорить о Windows, которая скромностью в потреблении ресурсов никогда не отличалась.
А вот что меня однозначно не порадовало с момента включения устройства, так это сама Windows 8 на планшете. Буду откровенен: это натуральный кошмар! Буквально за 5 минут использования я понял, оценил, прочувствовал всеми фибрами своей души всю ущербность использования Windows как ОС для планшета: маленькие элементы управления, отвратительная экранная клавиатура... И кто додумался засунуть в мобильное устройство такую неподготовленную для использования операционную систему? Немудрено, что в Microsoft признали это провалом и там начались перестановки в руководстве. Мне искренне жаль пользователей устройств Surface, которые заплатили огромные деньги, получали очень качественные устройства, но с кошмарной операционной системой, которой хоть и можно было пользоваться для работы, но получать от неё удовольствие - нет. Поверьте: если пользовались Android, то использование мобильного Windows вам покажется кошмаром и расстроит на первоначальном этапе, даже если вы всю жизнь использовали Windows на домашнем компьютере и привыкли к её внешнему виду.
Впрочем, на самом деле расстраиваться не стоит! На планшет Archos 80 cesium можно совершенно бесплатно установить новенькую Windows 10. Я смотрел ролики на youtube и вот Windows 10 на устройстве выглядит намного более приятнее. Всё таки заметно, что после провальной Windows 8 на устройствах, корпорация Microsoft не сидела без дела, а очень много работала, чтобы хоть немного отбить ускользающую долю рынка операционных систем на мобильных устройствах. 16 ГБ встроенной памяти уже забиты Windows, так что обновляться до Windows 10 придётся либо с внешнего накопителя, либо через десктопный Windows с компьютера (есть у Microsoft такой вариант установки системы).
Самая главная проблема (и достоинство, как это ни странно) это сама Windows. ОС планшета позволяет без проблем запускать все программы с "большого брата", включая старые игры, но отвратительно оптимизирована для устройств с небольшим размером экрана. Любая версия Android по удобству даст фору даже Windows 10. Очень хочется установить на планшет хотя бы Ubuntu, но проприетарные драйвера, к сожалению, имеются только для Windows, да к тому же используется загрузчик UEFI, который не даст вам просто так заниматься установками операционных систем. Впрочем на предыдущие версии планшетов типа Archos G9 люди ставили Ubuntu. В управлении экраном Windows 10 можно включить 125% шрифтов, но работает это по прежнему коряво и во многих программах интерфейс просто "ломается". Вот так, мы дожили до 2015 года, а разработчики так и не научились создавать масштабируемые интерфейсы, что очень печально.
В Европе данное устройство продают за 100 евро (само устройство достаточно новое, появилось на российском рынке весной этого года), так что ещё раз спасибо за акцию интернет-магазину и возможно корпорации Microsoft, которая наверняка хочет пересадить как можно людей на свою ОС. Даже если вы не будете использовать все возможности ОС на Archos 80, то уж "читалка" для электронных книг и документов (один год бесплатного использования MS Office) или устройство для просмотра фильмов из него получатся на ура (правда только если заниматься потреблением мультимедия в наушниках, а то звук встроенных динамиков "не фонтан"). А вот навигатор из устройства не получится - навигационного чипа в нём попросту нет. Опять разработчик устройства сэкономил 2 доллара и обделил устройство функциональностью. Впрочем он это сделал не только для экономии, сколько ради маркетинга - чтобы дешёвое устройство не конкурировало с более дорогими устройствами из линейки. Зато в устройстве есть разъём micro-HDMI, так что его можно подключить к современным телевизорам и мониторам посредством кабеля.
В общем, я бы не рекомендовал устройство к покупке за полную стоимость в 7-8 тысяч рублей, а также неопытным пользователям - для таких обычный планшет на Android будет намного проще, да и у устройства от Archos нету GSM и GPS модулей, которые имеются даже в очень дешёвых китайских устройствах. А вот желающим попробовать Windows на планшете или хакерам энтузиастам это устройство было бы интересным.

P.S.: В устройстве иногда встречается брак - шум при воспроизведении звука. Можно вскрыть и исправить самому, но лучше конечно отдать по гарантии. Также имеются версии устройства с модификацией процессора F - так вот они очень прилично греются.

Тема по устройству на 4PDA >>>

Небольшой гайд по обновлению до Windows 10 официальным путём:
1. Установить microSD флешку (я установил на 16 ГБ).
2. Отформатируйте флешку в NTFS (если это будет FAT32, то ничего не выйдет - установщик выдаст ошибку).
3. Ждите официального уведомления о возможности обновления и запаситесь терпения - установка будет очень долгой (у меня это заняло около 5 часов, причём скачивание 2 ГБ установочных файлов заняло всего 15 минут).

2 августа 2015 г.

Впечатления от использования Windows 10

Новые "нескучные" обои Windows 10. Говорят это реальная фотография, а не рисунок
29 июля официально вышла новая версия домашней операционной системы от Microsoft Windows 10. Загрузка файлов по программе резервации началась раньше, а самые нетерпеливые имели возможность работать с операционной системой (и заодно бесплатно её тестировать) ещё начиная с августа прошлого года, когда её мог скачать и установить любой желающий по программе Windows Insider Preview. С каждым годом Microsoft демонстрирует всю большую открытость, а ведь ещё несколько назад новую версию операционной системы представляли с пафосом на выставках и пользователи её не видели до финального выпуска, что впрочем не мешало хакерам воровать образы дисков задолго до отправки в печать.
Изменения коснулись так же набора версий (там опять путаница версий, хорошо хоть оставили знакомую градацию: домашняя, профессиональная и корпоративная) и оплаты за систему. Всем лицензионным и не очень владельцам предложили бесплатно обновиться до Windows 10 по официальным каналам, а заплатить можно будет потом. Людям, которые пользовались операционной системой по программе Insider Preview и по сути занимались тестированием и отловом многочисленных багов, лицензионную версию операционной системы вообще подарили! Правда она привязана только на то оборудование, где проводилось тестирование и перенести её на другой компьютер нельзя, но подарок в виде совершенно легальной лицензии операционной системы стоимостью 10000 рублей тоже дорогого стоит. Я мог бы получить и свою версию ОС, но был слишком ленив, чтобы работать на корпорацию, щедро делясь своими персональными данными.
Ещё годы назад я шутил, что скоро операционную систему Windows будут раздавать бесплатно, потому что она никому не будет нужна. Ну что же, это начинает сбываться.
Допускаю, что в будущем доля ОС Microsoft ещё более опустится вниз за счёт роста числа смартфонов и планшетных компьютеров, где сейчас доминирует Android, а дела у Microsoft с мобильными устройствами идут не очень хорошо. Вот когда эта доля ещё опустится, то тогда видимо софтверный гигант и начнёт раздавать свою ОС бесплатно, лишь бы взяли. Вот так Linux в лице Android, наконец победил Windows.


Что касается самой операционной системы Windows 10, то никаких новых откровений от неё ждать не приходится. Честно, я пытался найти в ней положительные стороны и нашёл только одну: внутри её находится всё та же операционная система Windows 8, относительно надёжная и стабильная. Все остальные фишечки типа оформления, вернувшегося меню пуск (теперь с плитками), теней окон, сворованных из MacOS фишек типа expose и разных рабочих столов... ну это конечно хорошо, но прекрасно демонстрирует творческий кризис дизайнеров Microsoft, которые уподобились непрофессиональным дизайнерам Linux (тем простительно) и начали без зазрения совести тянуть "фишки" отовсюду. Причём копируя с явно худшим качеством, чем у оригинала (вот за это дизайнерам прощать копирование нельзя).

Новое меню Пуск. Теперь с плитками.
Всю ущербность этого подхода дизайнеров демонстрирует несчастное меню "Пуск", за удаление которого из Windows 8 корпорацию не критиковал только ленивый. Windows 8 приучила меня, что нужно нажать одну кнопку и выбрать нужное приложение из плиток на экране (всего 2 действия). Теперь надо нажать на меню "пуск", прокрутить меню вниз и там нажать, да ещё и целится в эти плитки (3 действия). Ну а во что превратили меню настроек системы и сказать страшно: там полный бардак! Почитайте истерический обзор на NNM, он во многом прав и критикует Windows 10 за дело. Система Windows 10 вышла достаточно сырой, некоторые программы глючили, Nvidia вообще успела выпустить драйвер в последний момент, который надо было скачивать самостоятельно и некоторые пользователи после обновления системы лицезрели разрешение экрана 17-дюймового монитора. Глюки в Windows 10 можно встретить тут и там. Лично у меня не работают кнопки окна на нестандартных темах в Fiefox. Пара раз зависали и аварийно завершались программы, но в целом всё работает как в Windows 8.
Другая весьма серьёзная вещь за которую сейчас активно критикуют Windows 10 и Microsoft в мире, это бесцеремонное отношение к персональным данным. В Windows 10 по умолчанию активировано огромнейшее количество функций, которые постоянно отсылают ваши данные о работе (запущенные программы, посещенные вебстраницы, местоположение, работа "железа"...) на сервера Microsoft. Самое страшное, что в новом EULA прямым текстом говорится о возможности передавать ваши личные данные третьим лицам! Обычно это бывают рекламщики, которые на основе этих данных (bigdata) смогут персонифицировать рекламу лично для вас, но почему бы корпорация не начала их отдавать детективным агентствам (с государством она и так уже делится)?
К сожалению, это общий тренд. У вас больше нет личной жизни в интернете. Говорили вам умные: анонимность умерла, а вы не верили. В ваших руках смартфон, который постоянно следит за вами, отсылая данный Google. В этом смартфоне приложения, которые могут отсылать информацию чёрт знает куда. Ваш провайдер и сотовый оператор постоянно в курсе на какие вы сайты ходите и даже где вы находитесь. Некоторые особо наглые операторы даже позволяют себе подменять данные на просматриваемых вами веб-страницах. А что творится в социальных сетях вы можете знать по многочисленным скандалам: там просто горы личной информации и даже военные тайны, которые разглашаются самими участниками событиями (некоторые "военные в отпусках" совершенно не гнушаются выкладывать фотографии своих подвигов в соцсетях).
Настройка конфиденциальности в Windows 10 Enterprise. В младших версиях Windows 10 многие настройки слежения отключить невозможно!
Можем ли мы как-то бороться с этим? Пока ещё да, это но крайне сложное занятие и точно не гарантирует 100% безопасности: по любому вы что-то пропустите. Вот и в Windows 10 после долгих настроек и копании в реестре (а так же в файле hosts) можно запретить следящие функции, но кто даст гарантии, что следующим обновлением к вам не придёт патч, который добавит новые следящие функции? Чуть большую свободу даёт Linux, потому что там есть исходные коды и практически можно собрать систему своими руками, но и он в последние годы делает поползновения с целью продажи рекламы (Ubuntu и Amazon).
Скромный инсталлятор Windows 10. Всё готово к установке.
Ну и технические подробности моего обновления. Я не стал обновляться официальной утилитой под названием Windows Media Creation Tool, потому что там естественно не было версии Enterprise (её вы просто так у Microsoft не скачаете), а просто слил с торрентов официальную корпоративную версию x64 (пожалуйста, не качайте всякие сборки), благо недостатка в источниках не было. Далее я сделал загрузочную флешку с помощью Rufus, но ставить систему стал прямо сразу из Windows 8. Обновление прошло абсолютно успешно, никакие программы и документы у меня не удались, а все драйверы кроме видеокарты, заработали прямо после установки (очевидно они и не переустанавливались). Установка заняла ровно 1 час! Установка свежей версии ОС займёт ещё меньше.
К сожалению, как это бывает при обновлениях операционных систем, а не чистых установок, я поймал кучу глюков. Один из самых неприятных это большое время загрузки ОС. Совершенно очевидно, что какая-то программа тормозит всю загрузку. Не буду рассказывать как я залез в жутко неудобные журналы производительности Windows и обнаружил, что загрузку тормозит апдейтер программы Skype, который внезапно запускается до старта системы! После чего несчастный Скайп был снесён (всё равно я в онлайн-играх использую Teamspeak) и скорость загрузки увеличилась в 10 раз. До этого я грешил на работу Avast, и он действительно серьёзно тормозит старт моей системы, но не на 3 минуты же! Avast я тоже переустановил на всякий случай, как и некоторые драйвера. Сейчас у многих производителей "железа" появились драйвера именно для Windows 10, в некоторые случаях они отличаются от драйверов для Windows 8, так что имейте это в виду.
Мой вердикт: Windows 10 будет успешной операционной системой, но не сейчас. Пройдёт время и многие шероховатости дизайна и технические проблемы исправят, а по системным требованиям "десятка" аналогична надежной "восьмёрке". Нужно ли обновляться на неё сейчас? Если вас абсолютно устраивает Windows 8 или даже Windows 7, то обновляться смысла никакого нет. Ничего принципиально нового вы тут для себя пока не найдёте, тем более игр под DirectX 12 еще нету, да и не у всех имеются современные видеокарты с поддержкой этого нового стандарта.
Лично я не пожалел, что обновился, потому что я люблю всё новое и мне весьма импонирует минимализм и примитивизм по которому пошли дизайнеры Microsoft. Жаль конечно, что большая часть функций типа голосовой помощницы Картана недоступна для жителей России, а часть функционала ОС рассчитано на владельцев приставок Xbox или планшетов от Microsoft, но я уже благодарен корпорации, что они не сделали систему сильно хуже чем Windows 8 (а они могли).

P.S.: Активация системы у меня слетела, но старый добрый KMS для Windows 8 по прежнему работает. Так получается, что только корпоративная версия Windows 10 даёт максимальные возможности для настройки самой системы и отключения ненужных функций.

P.P.S.: Для избавления от встроенных шпионских функций Windows 10 (а также 7 и 8), крайне рекомендуется использовать утилиту DWS Lite (ссылка на Github, утилита постоянно обновляется), созданную нашим соотечественником.

26 июля 2015 г.

Victor Vran - успех болгарского игростроя

Неожиданный праздник случился на улице любителей диаблоподобных hack'n'slash игр. Совершенно неожиданно для многих (большинство игроков просто не знают про эту игру) вышла умопомрачительная и затягивающая action RPG от болгарской студии - Victor Vran.
Глядя на нелепый костюм главного героя в стиле Индианы Джонс, дешевый трейлер и не менее дешёвенькое название, я ожидал увидеть в лучшем случае посредственный клон The Incredible Adventures of Van Helsing.
Но как же приятно, что я ошибся: разработчики Tropico просто не могли сделать скучную и вторичную игру!
Кто-то сравнивает игру от студии Haemimont Games с самыми различными известными конкурентами: Diablo 3, Sacred 3, Dungeon Siege 3, Darksiders 2 Torchlight 2. В реальности всё гораздо интереснее, копией Diablo 3 её назвать никак нельзя, хотя по стилистике она и весьма похожа. Создатели Victor Vran взяли самые различные игровые механики из всех этих игр, а потом как профессиональные скульпторы отсекли всё лишнее! Они максимально упростили геймплей, сделав его простым и доступным для освоения любым игроком - втянуться в игру можно почти сразу. Обычно игроки начинают жаловаться, когда разработчики упрощают игру, но поверьте - здесь это пошло только на пользу:
  • Зачем вам гора разного оружия? Вот вам всего 7 видов (4 оружия ближнего боя, 3 оружия дальнего), но зато у каждого оружия уникальная атака трёх видов, которые вы можете комбинировать для максимального урона.
  • Зачем игроку бегать каждые 5 минут к порталу и продавать "лут"? Вот вам 3 страницы инвентаря - забивайте его на здоровье, вес неограничен (привет Ведьмак 3 до патча 1.07). Оружие продаётся за полную стоимость, благо заработанные деньги есть куда потом тратить - в магазинах можно прикупить реально полезные образцы. 
  • Зачем вам огромное количество предметов брони? К чему все эти левые/правые наплечники, сапоги, пояса, кольца? В игре имеются костюмы, их немного, зато они могут полностью изменить стиль вашего боя! Один костюм даёт мощную броню, но не даёт накапливать овердрайв (аналог местной маны), другой костюм вообще не даёт защиты, зато позволяет делать мощные критические удары и быстро колдовать, и так далее. Игрок просто подберёт костюм под свой стиль боя, не занимаясь долгим и однообразным поиском лута. 
  • А зачем вам мучительный выбор параметров при получении нового уровня? Не нужны вам таблички урона, все эти статы (сила, ловкость и прочее). В Victor Vran при получения нового уровня открываются новые возможности, а игрок сам решит, какой подарок ему взять.
  • Зачем вам вообще выбирать классы и ограничивать себя? Играйте как вам вздумается, используйте любой тип оружия максимально эффективно. Хотите играть за "стрелка" и использовать атаки с расстояния - просто установите "баффы" (карты судьбы) для критических выстрелов и скорости, чтобы убегать. Хотите махать мечом или громить всех молотом в ближнем бою? Вот вам карты, которые добавят урона оружия, пробития брони монстров или много здоровья игроку.
Ярым поклонникам Diablo с огромным количеством параметров и вещей (которое совершенно бесполезно, если не легендарное), не понять почему в Victor Vran всего этого добра меньше: они считают что разработчики схалтурили, из-за бюджетности игры им лень было рисовать оружие и броню. Лично я это рассматриваю как минимализм, который ясно демонстрирует нам, что для интересной ARPG все эти элементы не важны, а иногда даже вредны - они заставляют игрока отвлекаться от изничтожения монстров и получения удовольствия от игры. Иногда чтобы сделать что-то новое, необходимо просто выкинуть старое. У болгарских разработчиков есть опыт создании ARPG: в 2011 году они выпустили игру The Fist Templar - не очень известная игра, не самая технологичная в плане графики, но весьма тепло принятая критиками и игроками.
Впрочем в таком упрощении игровой механики есть польза тогда, когда игроку реально интересно заниматься своей основной работой - крошить монстров. И вот в этом Victor Vran на высоте! Игровая механика проста и незатейлива, зато сколько удовольствия от игры ты получаешь. Просто так стоять в игре и постоянно нажимать на кнопку удара нельзя - сразу сметут даже на начальных уровнях. В игре активно используется "перекат" и прыжки. Кроме того здесь имеется двойной прыжок от стен (чтобы забираться повыше за секретами) - вот уж чего я никак не ожидал видеть в диаблоподобной игре! К сожалению, использовать прыжки и перекаты в комбо для ударов нельзя, а вот чтобы сбегать из толпы врагов - самое то.
Я наиграл уже 10 часов, докачался до 25 уровня (то есть видел половину игры), но игра все ещё не надоела. Как я уже много раз говорил - игра очень простая, но тут видимо сработала знаменитая формула "проста для освоения - сложна, чтобы стать мастером". На нормальном уровне играть достаточно просто, зато игрок может без прохождения игры включить повышенную сложность и вот там игра заставит попотеть даже фанатов Dark Souls.
Игра постоянно держит в напряжении, заставляет повторно проходить боссов, делать "челленджи" (различные задания на уровнях: прохождение босса на время, "без аптечек", с включенными проклятиями), искать секреты и "пасхалки", ну и конечно же получать новое оружие. Оружие здесь выпадает достаточно редко, поэтому получение каждого нового образца как праздник. В игре четыре типа редкости оружия, самый редкий это фиолетовые "легендарки". Если игрок считает, что хорошо прокачался и монстры для него слабы, то имеется гибкая система проклятий, которые вы можете включать при входе в уровень (как в первом Fable): вот вам в 2 раза более сильные монстры, а вот вам больше монстров-чемпионов (но зато вы больше получите опыта и редкого оружия). В игре есть разрушаемость, не слишком много, но бочки, шкафы и скамейки взрываются отлично: можно зайти в комнату с электромётом и за 10 секунд разнести там почти всё.
В игре есть свой ненавязчивый автолевелинг, практически незаметный, но делающий интересным повторное посещение любых локаций. Игра не улучшает обычных монстров, зато заменяет их более продвинутыми версиями. Так, вернувшись на начальные локации, знакомые вам паучки станут сильнее, защищеннее, приобретут новые свойства и заклинания - может так получится, что играть станет даже сложнее, несмотря на вашу новую экипировку.  За уроном оружия следить особо не нужно, потому что у набора одних монстров количество жизней одинаково, так что нет особой необходимости выкидывать полюбившиеся образци и постоянно искать новое. Кроме того, легендарное оружие растёт в уровне с игроком (сам уровень оружия нигде не показывается). Имеет смысл искать редкое оружие с интересными свойствами и конечно же, фиолетовое "легендарное" оружие. Тонкая настройка стиля игрока осуществляется с помощью "карты судьбы": как правило они добавляют различные полезные свойства. Сами карты судьбы тоже делятся на типы редкости (редкие, божественные, легендарные) и уровни (очки), так что комбинаций может быть очень много. Имеется и свой аналог куба Хорадрика под названием аппарат трансмутации, где вы можете поэкспериментировать с уничтожением ненужных вещей в попытке получить с лучшими свойствами - рецепты описаны в кодексе и не скрываются.
Повествование в игре ведётся в виде нарисованных комиксов и озвученных диалогов. Это было бы скучно, если бы в игре не было рассказчика как в Bastion. Этот рассказчик не только забавно комментирует действия игрока, но и активно вмешивается в игровой процесс! Он может подкинуть очень необычное задание, рассказать про клады или просто попросить игрока попрыгать, а потом издеваться над ним, как происходит в начале игры. Имеется огромное количество отсылок к другим играм. Кто-то считает, что это рушит атмосферу, но Victor Vran это вам не пафосный и серьёзный слэшер про спасение мира от пробудившегося древнего зла (tm), а игра для развлечения. Хотя не могу не заметить, что с чувством юмора у разработчиков не всё гладко - они застряли со своими шутками про Skyrim в 2010 году как минимум.
Графически игра оптимизирована и выглядит хорошо, в этом плане она мне понравилась намного больше чем Van Helsing (я играл в 3 часть). На скриншотах игра не вызывает вау-эффекта, но на самом деле на экране часто происходит феерия взрывов и магии, когда за вами бегают толпы врагов, а вокруг всё взрывается.

Игра прекрасно оптимизирована для управления с геймпада (давно не получал удовольствия от такого чёткого и отзывчивого управления игрой), хотя и с клавиатуры неплохо играется. Видимо в будущем разработчики планировали выпустить версию и для Xbox - там Victor Vran будет смотреться органично, игроки консолей примут игру как родную. Сейчас же игра продаётся только в Steam за 500 рублей (не очень большая цена для хорошей игры). Ещё недавно игра находилась в Steam Early Access, была выпущена в релиз вот только что 24 июля 2015 года, спустя 5 месяцев. В данный момент разработчики заняты разработкой новых патчей и бесплатных DLC, которые ещё более улучшат эту игру (новые локации, новое оружие, новый стиль игры для игрока - за мага). Так что через полгода или год будет повод ещё раз пройти игру. В игре недавно появился кооперативный и сетевой режим, который позволяет проходить игру вместе или играть на одной карте, хотя в игре очень немного заклинаний, которые предназначены для поддержки союзников.


Victor Vran это ураганная ARPG, одно из лучших открытий этого лета. Рекомендую всем фанатам диаблоподобных игр и ARPG. Спасибо болгарским разработчикам за интересную игру. Кстати, уже имеется версия игры для Linux и MacOS, за что разработчикам дополнительный жирный плюс в карму.

P.S.: Игра очень медленно раскрывает свои достоинства, вступление  затянуто, поэтому стоит докачаться как минимум до 13 уровня, когда появятся все типы оружия, новые карты судьбы, заклинания и проклятия ("хексы").