30 мая 2015 г.

Witcher 3 (Ведьмак 3) - лучшая RPG 2015 года

Мы все боялись, что эта игра выйдет сырой, глючной, не интересной. Всё таки разработкой занималась не именитая студия, а польские ребята у которых не было бюджета в 100 миллионов долларов для разработки. Но поляки удивили меня до глубины души - да, в игре Ведьмак 3 все еще масса проблем и шероховатостей (о ни позже), но вышла она безумно интересной! Такого я не видел очень давно, не просто в 2015 году, но и вообще за несколько лет, хотя не пропускаю ни одной игры в стиле RPG. Могу сказать совершенно точно - Dragon Age Inquisition посрамлён и убегает как раненый грифон от седовласого Ведьмака. Польские разработчики из CD Project смогли сделать то, чего нет у "бездуховных" западных разработчиков - они смогли вдохнуть душу в свою игру.
Выпуск игры как это полагается начинался с небольшого скандала. Сроки выхода эпичного долгостроя затягивались, в бета-версии игры была масса проблем (например с производительностью), а игроки начали возмущаться, что на выставках им показывали игру с одной графикой, а в реальности она оказалась намного хуже. Собственно точно такие же скандалы случаются с любой другой игрой (Watch Dogs, Dark Souls), так что никто особо не удивился. Тем более движок Witcher 3 еще со 2 версии действительно был рассчитан на множество красивых спецэффектов, а в для третьей версии, которая происсходит в открытом мире без подзагрузок (ну почти, на самом деле они есть), понадобилось проводить даунгрейд графики (отключение многих красивостей и жесткая оптимизация). Но результат того стоил, уж поверьте! В итоге игра запускается и идёт со сносным fps даже на моей старой видеокарте ATI AMD HD7900 (правда на том компьютере стоит мощный процессор Intel i5 4670K), которую топовой никак назвать нельзя.
Несмотря на жесткую оптимизацию, в игре имеются действительно крутые спецэффекты, а если уж у вас установлена современная карта от Nvidia, то вы можете получить такие спецэффекты как физика волос, ткани и технология управления освещением (и падение fps, естественно, особенно если захотите любоваться реалистичной шерстью монстров и причёсок всех персонажей в игре). Гайд по настройке графике и спецэффектам можно почитать на английском здесь. В общем, с графикой в игре всё в полном порядке. Я еще со времён Skyrim с модами на погоду не испытывал таких ощущений от прогулок по лесу или от заката в компьютерной игре.
Ну а теперь к геймплею. Начну с проблем, потому что они всегда запоминаются сильнее. Интерфейс игры в целом понятный, но неудобный. Разработчики прекрасно его оптимизировали для консольных игроков, зато для компьютерных игроков с мышью он крайне неудобный. Например в патче 1.04 почему то нельзя собирать все вещи прокликивая кнопку E, теперь надо её еще и выделить мышью. Приходится постоянно жать клавишу пробел ("взять все предметы"), от чего Геральт периодически подскакивает, а у клавиатуры уменьшается ресурс этой важной клавиши. Инвентарь в игре огромнейший, спасибо хоть вещи сами делятся по классам (оружие, мусор, компоненты, важные квестовые предметы, а новые вещи в инвенторе подсвечиваются желтой звездочкой). Ну а особенно убогость инвентаря вы прочувствуете, когда начнёте играть в гвинт (местный аналог Magic: The Gathering - коллекционной карточной игры). Впрочем в начале игры особо в гвинт играть не придётся, так как у игрока слабая колода (зато любой корчмарь засыпет вас крутыми картами и "десятками", которые вы сможете получить только по квестам или в чемпионатах), а хорошие карты надо либо доставать по квестам, либо покупать за деньги. Спасибо разработчикам, что хоть не заставляют играть в неё принудительно, чем грешат в большинстве RPG.

Самое большое нарекание у меня вызывает физика движения объектов в игре. Стоит только Ведьмаку подпрыгнуть или убить монстра (тело монстра может просто подлететь вверх), залезть на бочки и вы сами увидите весь кошмар, причём отвечает за этот кошмар PhysX - очень неаккуратная работа с этой технологией. Белые волосы Геральта проваливаются сквозь элементы очень красивой брони, текстуры иногда глючат, скрипты в квестах не срабатывают (часть квестов принципиально нельзя пройти), да и баланс в квестах местами странный. Кстати о балансе и автолевелинге: в игре открытый мир и формально никто вас не ограничивает, а фактически во многие места игры можно попасть только через квесты (достать реданскую подорожную грамоту, которую дают по пяти разным квестам разной сложности), а в некоторых местах бродят очень злые монстры, уровень которых превышает уровень игрока на десяток уровней и связываться с такими опасно. Автолевелинг монстров есть, но он весьма незаметный, чтобы игроку было не скучно на 15 уровне развития гулять по уже посещенным местам. Особенно забавляют такие несуразности типа выпавшего из грязного бандита реликта 15 уровня, стоимостью в 1000 монет.
Квесты. Это что-то умопомрачительное! Надо очень постараться, чтобы найти банальный квест в стиле "пойди-принеси". Все сценарии квестов выполнены с тщательным стараньем, озвучены и очень часто заставляют совершать моральный выбор. Способов достижения цели может быть несколько: большинство квестов можно пройти не прибегая к насилию и не махая мечом направо и налево. Для этого надо будет либо прокачать уровень "обмана", либо приготовиться платить за услуги. Более того, именно путь решения проблем без насилия является наиболее верным для Геральта из вселенной книг Сапковского. Не смотря на свой свирепый вид, Геральт всегда готов помочь людям. Центральные квесты это увлекательное приключение на несколько часов. Даже не рассчитывайте вечерком быстро выполнить несколько заданий - это вам точно не удастся!
Ну и фирменные моральные дилеммы, в игре их очень много. Мой совет: не изображайте рыцаря (исключение квесты с детскими персонажами), иногда самый жестокий путь решения проблем приведёт к наименьшему злу, а попытка проявить милосердие к самым страшным последствиям. Почти все квесты имеют последствия, так что вы можете вернуться назад и посмотреть к каким последствиям привело ваше решение. Пожалели монстра? А он ночью уничтожил всю деревню, к примеру. Особенно интересной получилась ветка большого квеста "Дела семейные" с Красным Бароном, вот уж там развилок сюжета огромное количество, а сам Барон обладает такой харизмой, что ему можно давать Оскара за роль второго плана. "Ветвистые" квесты это еще один повод перепройти игру, всегда есть возможность решать проблемы по другому. Как и полагается качественному фэнтези, в игре нет явно отрицательных или положительных персонажей, нет чёрного и белого: ваши друзья могут предать, втягивают в неприятности, используют по полной дружбу с Ведьмаком, а встретившийся тиран или злодей может оказаться честным и добрым человеком с которым вы подружитесь.
В меню игры имеется возможность включить любую озвучку и одновременно выставить субтитры. Так что теперь не надо ничего мудрить с перезаписыванием файлов, а вы в любой момент можете оценить польскую или английскую озвучку (там принимали участие некоторые именитые актёры). Все игроки признают, что русская озвучка и перевод получились превосходными! Она даже намного лучше, чем таковая в Dragon Age, а ведь в Ведьмаке 3 просто умопомрачительное количество текста: 100 часов только для основных квестов и еще больше для побочных. Великолепные квесты и прекрасная озвучка составляют львиную долю атмосферности этой эпической игры. К сожалению, поляки своими руками уничтожили часть этой атмосферы, использовав совершенно костыльный метод наложения озвучки на синхронизацию губ. В нормальных играх есть текст и звук, а сам игровой движок генерирует движение губ по этим данным. Технология эта не нова, известна и отработана давно, активно применяется во всех играх от Bethesda. Но польские программисты не ищут лёгких путей! Все движения губ, все тайминги сцен в Ведьмаке жестко зашиты в игру и привязаны к английской озвучке как к основной. Как же быть с фразами на других языках, которые обязательно будут другими по длине? А они просто ускоряются или замедляются! В итоге в некоторых местах озвучку слушать просто невозможно. Прекрасная работа актёров озвучки уничтожена, когда их фраза ускоряется или замедляется в 1,5 раза. Совершенно дикий для  способ подстроить фразы под другую озвучку.
Открытый мир игры просто огромен. Я играю много десятков часов вот уже неделю и только сейчас дошёл до центрального города Новиграда. Процесс прокачки идёт неспешно, потому как в настоящей RPG вам почти не дают опыта от рутинного уничтожения монстров (с них падают дешёвые компоненты и только меч тупится), основной опыт вы получаете за выполнение квестов и заданий на убийство монстров. Огромное спасибо тому, кто придумал систему алхимии: теперь не надо собирать по 5-10 разных компонентов, чтобы синтезировать эликсир - достаточно сделать его один раз, а потом он автоматически пополняется во время медитаций. Главное иметь алкоголь в рюкзаке, но с этим то проблем у Ведьмака никогда не будет, так как он есть во всех бочках.
А вот тому, кто придумал прочность у предметов - "не спасибо"! Пара взмахов клинка, десяток монстров и пора идти чинить свой меч. С появлением сильных монстров они вам еще и броню ломать будут. Нет, ну это же совсем смешно: бегать к кузнецу после боя с 10 несчастными волками или утопцами. Учтите, что дорогое оружие и в починке стоит дорого (да еще и не каждый кузнец умеет чинить реликтовое и оружие мастеров), так что никто вам не даст свободно разгуливать с суперэффективным реликтовым оружием. Вы сами положите его в рюкзак, когда увидите счёт в 500 монет за ремонт и будете доставать только для особых битв с "боссами". Да, зачастую проще взять дешевое оружие и обычных врагов бить только им, тем более с прокачкой у вас появляются масса способностей, которые помог эффективно вести бой, уклонятся от атак врага или повысят здоровье. Деньги в игре зарабатываются с большим трудом, никогда не будет момента, когда вы не будете знать куда девать свои монеты: постоянно нужен ремонт, покупка карт для гвинта, дорогих компонентов для создания эликсиров, да и попросить кузнеца создать оружие по вашим чертежам тоже хочется. Ну и огромное спасибо дизайнерам, которые нарисовали красивейшие модели оружия и брони. Дизайн всего остального тоже на уровень. В игре очень приятно ходить по лесу, полям и смотреть на такие милые русскому сердцу покосившиеся избы. В игре есть гонки на лошадях, сделаны они достаточно примитивно, но всё-таки интересно. Спасибо геймдизайнерам, что в игру не добавили дурацкий "стелс" - вот уж чего там не нужно совершенно.
Поляки добавили в игру открытый мир, но не сделали совершенно обычную для таких игр вещей - не сделали систему хранения вещей. Во всём этом огромном мире у Геральта нет места, чтобы сложить дорогую броню (которой в игре три класса и несколько разных сетов) и чтобы положить компоненты для кузни. В итоге ведьмак вынужден таскать всё с собой, превращаясь в ходячий склад. К 20 уровню масса носимых вещей достигла у меня 150 камней и это был практически предел инвентаря. Дальше оставалось либо продавать уникальные вещи, либо использовать читерские модификации для инвентаря, которые добавляют бездонные сумки.
Игру часто сравнивают с Two Worlds и действительно у них масса схожего: огромная карта, огромный инвентарь, не самая именитая студия в разработчиках. Но "Ведьмак 3" это продукт мирового уровня, сделанный с душой, а серия Two Worlds это пластиковая поделка, в которую становится скучно играть уже через час игры. Лично для меня и думаю многие будут согласны со мной, Ведьмак 3 напоминает ту самую серию игр Ghotic. Приятно, что создатели Ведьмака черпали вдохновение не из серии TES (эталон шаблонности, плохих квестов и одинаковых пещер), а из по настоящему самобытных игр типа Готика или Red Dead Redemption.
Поляки сделали широкий жест и выпустили свою игру совершенно без DRM на платформе GOG.com (сейчас игра стоит 1200 рублей, но вполне возможно в Steam она будет продаваться со скидками). Кстати, в комлпекте с новыми видеокартами 9-й серии от Nvidia идут промокоды, которые позволяют совершенно бесплатно получить полную версию "Ведьмака 3" - вот такой подарок от разработчика видеокарт. Впрочем совсем без DRM я бы её называть не стал, потому как эта gog-версия игры принципиально не запускается без доступа в сеть Интернет, а значит разработчики в курсе, что вы играете в нелицензионную версию их игры.
Я надеялся на поддержку модов и моды для игры действительно есть как официальные (бесплатные DLC, которые разработчики просто подарили для всех), так и от игроков, но чтобы их установить необходимо проделать весьма сложные мероприятия по копированию и расстановке файлов (как в X3). Хотелось бы видеть более внятный механизм установки и управления модами, например от Nexus (моды там есть, но вся установка только в ручном режиме).

Напоследок вот мои советы по заработку денег на первоначальном этапе игры:
  • Шкуры волков, медведей (их можно фармить), свиней, коров, коз можно дорого продать. К сожалению, Геральт не охотник и шкуры выпадают с животных не всегда. Охотится можно с помощью арбалета.
  • Всегда покупайте карты в свою колоду гвинта, чтобы усилить её. Как соберёте мощную колоду, сможете неплохо зарабатывать этой игрой.
  • Ракушки и морские раковины можно разобрать у кузнеца и получить жемчужины, которые стоят огромных денег! К сожалению, ракушки выпадают только из сирен на Скеллиге (ближе к первой трети игры, 12 уровень игрока) или их можно достать из моря, если вам нравится симулятор ныряльщика. В патче 1.04 убрали продажу ракушек у всех торговцев, так что быстро заработать не получится.
  • Запчасти от монстров (утопцы, падальщики и пр.) и излишки трав можно выгодно продавать травникам и алхимикам. Книги и листочки с заданиями тоже продавайте - вы же не ходячая библиотека.
  • Тащите всё что не приколочено из ящиков (стражники на воровство обижаются, но обычно ничего не делают) и продавайте купцам или корчмарям в тавернах. Можно обнести таверну и тут же продать вещи из неё за пару десятков монет (в Готике такой номер бы не прошёл). На нормальном уровне сложно медитация не восстанавливает здоровье, так что еда вам будет нужна. Ну а если не нужна или у вас есть зелья лечения, то еду тоже можно продавать в таверны.
Ведьмак 3: Дикая охота это заслуженный триумф польских разработчиков, которые смогли выпустить игру мирового уровня. Мне очень завидно, что разработка игр в Польше на подъёме, а в России не осталось студий способных выпустить мультиплатформенный продукт подобного уровня. Спасибо CD Project Red!

Комментариев нет :

Отправить комментарий