27 мая 2012 г.

Jagged Alliance: Back to action

Как давний любитель стратегий, в том числе и TBS (пошаговых), а также серии Jagged Alliance (со второй части), я не мог не пропустить выход Jagged Alliance: Back to action - попытки реанимировать старую серию. Не буду хвалиться (но уж очень хочется), но я видел на экране своего монитора еще ту самую первую Jagged Alliance, а еще ранее видел на экране телевизора такие столпы жанра как Laser Squad (самая известная игра в этом жанре) и Rebel Star, то есть я могу сказать что был свидетелем зарождения TBS и "золотого века" подобных игр.
 Игры в жанре стратегий, а тем более TBS по управлению отрядами с элементами RPG, не сказать что находятся на вершине своего развития, но уж весьма популярными их назвать нельзя. Можно сказать что их поразил такой же глобальный кризис как и весь "игропром". Стратегии вообще нельзя назвать простыми играми, в них требуется усидчивость и применение хотя минимального количества мозгов, а все эти требования, как вы знаете, в современных игр на в фаворе. Как пример, можно увидеть что жанр полноценных стратегий выродился в жанр Tower Defence. Лично мне обидно наблюдать данный кризис.
Разработку Jagged Alliance 3 преследовали скандалы. Одно время разработку отдавали российским игроделам (не самый плохой вариант, уж в нашей то стране игры подобного жанра очень любят и уважают: вспомните Silent Storm, 7.62 и еще массу интересных игр подобного жанра), затем контракт расторгли и выдали немцам из Kalypso (которые передали разработку еще кому-то). Причем изначально стали делать не новую 3-ю часть игры, а просто ремейк второй части. То что получилось в итоге не могло не вызвать недовольства фанатов серии.


У меня (как и многих игроков) совершенно противоречивые впечатления от получившейся игры. С одной стороны игра напоминает старую добрую Jagged Alliance 2 только названием, с другой стороны она не является полным провалом и в неё можно играть и получать удовольствие от игры (но только если вы забудете о том что было в JA2).
С одной стороны полнейшей упрощение и примитивизация игры, с другой стороны бодрый геймплей. Убрана куча оружия, наемников (их предпочтения теперь игнорируются), вычеркнут crafting (теперь нельзя с помощью изоленты сотворить что-нибудь эдакое), транспортные средства только в качестве декорации, а в качестве "обвесов" для оружия оставлены только прицелы и "глушители" для пистолетов. О чем тут говорить, если наемника можно нанимать до самой смерти, а любые ранения можно без проблем вылечить на поле боя с помощью обычной аптечки! Починка оружия тоже является проблемой, но если в команде есть грамотный ремонтник (80 единиц в ремонте) и волшебные ремонтные комплекты, то вы можете починить хоть полностью сломанный Barrett - нет проблем. То что авторы исковеркали названия (тут проблема в лицензиях) и характеристики оружия (а тут проблемы с балансом) это уже мелочи жизни. NPC с холодным оружием, которые будут уничтожать ваш отряд на начальных уровнях игры, это тоже не беда (главное попасть в голову врагу).

С другой стороны бои проходят весьма динамично и захватывающе. Оружия достаточно чтобы начать его собирать, изучать, чинить и раздавать повстанцам. Полностью убран пошаговый режим, что в общем в этом жанре не инновация. Еще в Fallout Tactics использовалась подобная схема, когда можно было правильно расставить наемников и просто смотреть как они расстреливают врагов в реальном времени. Здесь же есть моменты когда хочешь не хочешь, а придется включать режим "умной паузы" и подсказывать (программировать) каждого наемника лично (порадовало наличии возможности синхронизации между действиями наемников). Типичный пример: стрельба по головам из снайперской винтовки (ближе к середине игры появляются противники в очень серьезном бронировании и стрелять в корпус неэффективно - кстати это еще одно упрощение) или стрельба из окна: нужно в "ручном режиме" программировать как наемник будет вставать, куда будет стрелять и как снова ляжет под окном. Кроме того, очень часто приходится бегать, выманивать глупого противника под выстрел снайпера и заниматься другим микроконтролем, так что ситуаций для использования клавиши space здесь хватает. Если совсем не думать и лезть напролом, то ваша миссия закончится на первой же карте  "Аэропорт" и никакое дальнобойное и мощное оружие здесь не поможет. Игра использует ставшую обычной схему автобаланса - чем более "крутые стволы" используют ваши наемники, тем более сильные и опасные противники вам встречаются - так что скучать вам не дадут. Кроме того авторы не поленились и сделали использование функции быстрой загрузки "веселым" (сохранятся можно даже вблизи от врагов, но не при перестрелке). Поясню: если вы поняли каким образом враг побежит вас уничтожать и подготовили засаду, после чего сохранились, совершенно не факт что после загрузки враг побежит именно в вашу засаду, как было до сохранения. Возможно он позовет помощь, он может залечь и начать вести снайперский огонь, то есть имеется разнообразие вариантов поведения.
Модификация интерфейса игры со стилизацией под JA2
А теперь о самом приятном: модификации разрешены и приветствуются. Все недоработки авторов, баланс и модели подправят "мододелы", которые уже принялись это делать (выпускаются глобальные моды, типа Bluedown, которые полностью меняют баланс, добавляют новое оружие и аксессуары). Вот на этом форуме расположен основной раздел для моддинга.
Большая часть негатива на игру пришлась в момент выхода, особое раздражение вызвал тот факт, что все противники были изначально видны на карте (отсутствие "тумана войны"). Авторы игры оперативно исправили этот момент, а также многие другие и на сегодняшний день с патчем 1.13а можно вполне себе играть и получать удовольствие от игры, чего и вам советую.

Комментариев нет :

Отправить комментарий